На вопросы отвечает главврач клиники доктор Дмитрий Рудомин
— Дмитрий Александрович, эпидемия коронавируса заслуженно сделала медиков героями. Им аплодируют из окон находящиеся на самоизоляции люди, для них поют с балконов жители многоэтажных домов… Речь – о врачах и персонале больниц, которые помогают всем нам выжить. Скажите нам, не сильно смыслящим в медицинском образовании: могут ли знания и опыт стоматолога пригодиться в борьбе с этой эпидемией?
— Я искренне рад, что врачи, медсестры, техники, обслуживающие сложное оборудование в современных больницах, сегодня действительно стали нашими героями. В обычной жизни люди, приходящие в поликлинику к терапевту или окулисту, видят во врачах специалистов, у которых строго лимитировано время на прием каждого пациента. Пандемия коронавируса заставила всех нас смотреть на медиков другими глазами – как на самоотверженных профессионалов в боевой обстановке. По телевидению нам показывают медсестер, которые отказываются от отдыха и работают чуть ли не сутками. Врачей, только что спасших больного. Что заставляет их проявлять этот, подлинный героизм? Конечно же, не объявленные правительством денежные доплаты к их, не самым большим зарплатам – хотя эти деньги для них лишними, разумеется, не будут.
Есть такое понятие, как чувство долга. Миссия врача — сделать все возможное, чтобы спасти человека. Медики, у которых сегодня журналисты берут интервью, не говорят высоких слов, не цитируют «Клятву врача Российской Федерации», где говорится про обязанность всегда быть готовым оказать медицинскую помощь. Уверен: никто из них не чувствует себя героем, но мы все равно сравниваем их работу с подвигом.
Мне совершенно не режет слух расхожее и привычное всем нам слово «работа» применительно к усилиям врачей в борьбе с коронавирусом. Мы ведь знаем: ветераны Великой Отечественной в своих воспоминаниях часто говорили, что война – это работа. Работа, при выполнении которой погибнуть мог каждый – и солдат, и лейтенант, и генерал. В наши дни, помимо скорбных вестей о растущем числе жертв коронавируса среди пациентов, нам сообщают и о множестве врачей, сраженных этим недугом. Они скончались при исполнении своих обязанностей, не сделав ни шагу назад – потому что сейчас все они солдаты на поле боя. Наверно, нет среди наших сограждан человека, который хоть раз бы не посмотрел фильм «Офицеры» и не запомнил фразу одного из героев ленты, сказавшего: «Есть такая профессия − Родину защищать».
Мне кажется, что, после победы врачей над пандемией коронавируса в России эту фразу наверняка вспомнят – на этот раз применительно к медикам. Сделаю еще одно предположение. После выхода в прокат фильма «Офицеры» количество поданных заявлений о приеме в военные училища выросло в двадцать раз, давайте подождем, уверен, что конкурс в медицинские вузы у нас теперь вырастет многократно. Как и все здравомыслящие люди, я рад, что у нас прошла мода на получение популярных в девяностые годы дипломов «менеджеров широкого профиля». Сегодня востребованы и пользуются заслуженным уважением квалифицированные инженеры, токари высшего разряда, опытные экскаваторщики – посмотрите, сколько работодателей ищут подобных профессионалов и предлагают им достойную по всем меркам заработную плату. Наши трудные дни, наконец, показали, как следует ценить работу врачей.
Конечно, у многих из нас стоматолог ассоциируется, прежде всего, с врачом, который умело работает с бормашиной – потому что названия множества других наших инструментов остаются для пациентов загадкой. Но ведь врачи нашего профиля обязаны знать, говоря официальными формулировками, «общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма». Скажу проще: если «призовут», то сделаем, все, что сможем. Мы, разумеется, не инфекционисты, но, согласно недавним опросам, проведенным среди врачей, выяснилось: люди с заболеваниями в полости рта, включая кариес, стоматит или другие поражения слизистой оболочки, подвергаются большему риску заражения коронавирусом. Мы стоматологи? Да. Мы врачи? Ответ утвердительный.
— Знаете, а ведь врачи – люди скромные. Поясню. У пожарных, полицейских, работников таможенной службы и даже сотрудников Роспотребнадзора есть своя форменная одежда, которая выделяет их среди прохожих на улицах. Давайте помечтаем и подумаем, а не нужно ли создать некие «знаки отличия» для врачей?
— Может быть, после того, как мы всем миром одолеем коронавирус в России, кто-то и выступит с подобной инициативой – чтобы повысить статус медика. Но мне кажется, это будет лишним, я плохо представляю себе врача, идущего по улице на работу в некоем белом мундире. Мы надеваем наши синие или зеленые халаты или блузоны уже в кабинетах и меняем их каждый день.
Но я с радостью поддержу идею о создании памятника медикам, которые сейчас круглосуточно спасают людей от смерти. У нас в стране много памятников – врачам, медсестрам. Каким должен быть новый? Наверно, скульптор предложит создать группу людей в защитных комбинезонах, кто знает. У меня лишь одно пожелание: пусть лица медиков на постаменте будут без масок. Чтобы мы видели их усталые, но счастливые глаза победителей.
А уж счастливых и благодарных сограждан, которые станут приносить к памятнику цветы, будут не тысячи, а миллионы, это я точно знаю!